Китай испытывает новый экраноплан

Китай испытывает новый экраноплан
Новый летательный аппарат на воде

Китайские научные и проектные организации сохраняют большой интерес к концепции экраноплана. Недавно стало известно, что они вновь занялись разработкой подобной техники. Новый проект прошел через все ранние стадии, и теперь его довели до лётных испытаний. Полноразмерный опытный образец сейчас демонстрирует свои характеристики на открытой акватории.

Отрывочные сведения

Китай зачастую скрывает свои перспективные разработки и не сообщает даже о существовании таких проектов. Из-за этого о новых проектах становится известно достаточно поздно, в т.ч. когда они успели пройти все ранние стадии и добраться до испытаний. Именно так обстоит дело с новым китайским экранопланом.

В начале июля 2025 г. в китайских соцсетях появились два любопытных фотоснимка. Неизвестный фотограф сделал их в заливе Бохайвань в западной части Жёлтого моря. В объектив попал неизвестный летательный аппарат, по всей видимости, проходящий испытания.

Первое фото показывал летательный аппарат на пирсе порта. В кадр попали хвостовая часть фюзеляжа с оперением, небольшая секция крыла и часть мотогондол. Кроме того, несмотря на плохое качество изображения, можно было рассмотреть одну из стоек шасси, при помощи которых аппарат поднялся с воды на сушу.

Второй кадр представляет больший интерес. На нем запечатлён тот же летательный аппарат, но на воде. Ракурс «три четверти» спереди-слева позволял рассмотреть носовую часть машины, конструкцию крыла, конфигурацию двигательной установки и т.д.

На данный момент имеются только две фотографии нового летательного аппарата, и другие сведения о нём пока отсутствуют. Неизвестно, какая организация и когда его разработала. Сроки строительства такого изделия тоже под вопросом, хотя понятно, что его изготовили в последние месяцы.

Зарубежные профильные издания и специалисты обратили внимание на фотографии из Китая и предположили, что это новый опытный экраноплан. Он может быть экспериментальным образцом для отработки технологий или полноценным прототипом, за которым в будущем последует серия.

Официальные сведения о новом китайском проекте пока отсутствуют. Прояснится ли ситуация в будущем, неизвестно. Поэтому пока высказываются разные версии и строятся предположения. При этом следует учесть, что летательный аппарат уже вышел на лётные испытания. Это означает, что новая информация может появиться в любой момент.

Технический облик

Внешне и по конструкции новый китайский летательный аппарат похож на самолёт. Любопытно, что его облик может указывать на принадлежность к разным классам техники. Машину можно рассматривать и как экраноплан, и как летающую лодку. При этом однозначные доказательства какой-либо из версий пока отсутствуют.

Летательный аппарат получил продолговатый фюзеляж-лодку реданной схемы. Он имеет заостренный носовой обтекатель, за которым находится кабина экипажа. Днище фюзеляжа имеет выраженный редан, необходимый для скоростного движения по воде. В центральной части, на бортах, предусмотрены небольшие поплавки.

Экраноплан / летающая лодка имеет высокорасположенное стреловидное крыло. Законцовки оформлены в виде полноразмерных поплавков, защищающих летательный аппарат от чрезмерного крена. Хвостовое оперение включает V-образные кили и стабилизатор верхнего расположения.

Китай испытывает новый экраноплан
Машина на суше
Силовая установка состоит из четырёх двигателей. Для защиты от воды и брызг они размещены в гондолах над центропланом. Судя по форме гондол, используются турбовинтовые двигатели с тянущими воздушными винтами. Тип и характеристики двигателей неизвестны.

Аппарат имеет шасси трёхточечной схемы. Одна стойка находится в носу, две других — на борту фюзеляжа, ниже крыла. Характеристики шасси неясны. Оно может использоваться для выкатки машины на берег и для спуска на воду. Возможно, его прочность позволяет осуществлять взлёт и посадку.

Опытный аппарат является пилотируемым. Кабина экипажа размещается традиционно в носовой части фюзеляжа. Вероятно, машиной управляют два пилота.

Фюзеляж может вмещать полноразмерную грузопассажирскую кабину. Доступ в неё обеспечивается сдвижной дверью на левом борту. На время испытаний в кабине могли разместить контрольно-записывающую аппаратуру для сбора данных.

Конструкция фюзеляжа-лодки обеспечивает разбег и взлёт с воды, а также посадку и плавное торможение. Летательный аппарат может маневрировать на воде, в т. ч. с большим креном. При этом законцовки-поплавки защищают крыло от негативного воздействия.

Очевидно, что летательный аппарат с турбовинтовыми двигателями является дозвуковым. Основные режимы и предполагаемый профиль полёта остаются неясными. Важно отметить, что именно они определяют принадлежность машины к конкретному классу и особенности её эксплуатации.

Желаемые преимущества

Новый китайский летательный аппарат может быть гидросамолетом-летающей лодкой или экранопланом. Техника двух этих классов отличается друг от друга рядом особенностей технического и иного характера. При этом оба класса имеют свои достоинства и преимущества, которые могут привлечь потенциальных заказчиков и эксплуатантов.

Так, экраноплан должен совершать полёт на высоте нескольких метров над поверхностью воды. Т.н. экранный эффект улучшает несущие характеристики крыла и позволяет повысить грузоподъёмность машины и/или её летные данные. В то же время, экраноплан сталкивается с ограничениями в части манёвренности и других параметров.

В свою очередь, летающая лодка является в целом обычным самолётом, но предназначается для взлёта с воды. Она сохраняет все характерные особенности традиционной авиации, хотя и с поправкой на специфический способ базирования. При этом гидросамолет не зависит от наземных аэродромов и может работать с разных акваторий.

Какой вариант реализуется в новом китайском проекте, неизвестно. По имеющимся данным, в течение длительного времени в Китае изучались оба этих направления, и были получены приемлемые результаты. Кроме того, известно, что сейчас идут работы над перспективными гидросамолетами транспортного назначения.

Исходя из доступных данных, можно сделать несколько предположений. Например, новый летательный аппарат мог появиться в рамках конкурса на создание летающей лодки для морской авиации НОАК. В таком случае в обозримом будущем его сравнят с другими разработками, после чего сделают выводы.

Тем не менее, нельзя исключать возможность возвращения к идее создания экраноплана. Судя по размеру и теоретически возможным характеристикам, это может быть машина для морской авиации. Она тоже должна пройти весь комплекс испытаний и показать свои возможности. При этом техника нового класса нуждается в более сложной и длительной проверке. Это позволит вовремя избавиться от проблем, связанных с её технической новизной.

Экраноплан такого рода мог бы найти применение в качестве транспорта для ВМС. Он позволит перебрасывать людей, вооружения и некоторую матчасть на значительные расстояния и в минимальное время, причём с меньшими ограничениями по базированию и инфраструктуре.

Появление такого проекта можно связать с общими планами Китая в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона. Он собирается расширять свое влияние и присутствие в этой зоне, и ВМС НОАК станут ключевым инструментом для решения такой задачи. Для обеспечения желаемого присутствия в разных районах флоту нужен соответствующий транспорт и ряд других средств.

Новый экраноплан может стать одним из решений таких задач. При этом близкий оперативный потенциал имеет и гипотетическая летающая лодка со схожими лётными характеристиками. Какой вариант в итоге выберут китайские ВМС, пока неизвестно. Однако уже понятно, что этот вопрос получил необходимое внимание, и теперь ведутся необходимые работы.

Источник: topwar.ru