Самолёт-заправщик KC-135 и истребитель F-22A
Военно-воздушные силы США планируют расширить функции своих самолётов-заправщиков KC-135 Stratotanker. Их предлагается оснастить оригинальной системой запуска лёгких беспилотных летательных аппаратов. С помощью БПЛА хотят улучшить ситуационную осведомлённость экипажа при выполнении разных миссий. Кроме того, беспилотники помогут работать в опасных зонах и возьмут на себя основные риски.
Танкер с беспилотниками
Идея оснащения самолётов-танкеров лёгкими БПЛА появилась не позднее 2022 г. Её предложило Командование воздушных перевозок ВВС (Aerial Mobility Command — AMC), отвечающее за эксплуатацию заправщиков. Беспилотники должны были стать ответом на ряд характерных вызовов, появившихся в последнее время.
Широкая общественность узнала о новой концепции в начале 2023 г., когда в прессу попала служебная записка за авторством начальника AMC генерала Майкла Минихана. В дальнейшем генерал неоднократно поднимал эту тему на разных мероприятиях и призывал к реализации оригинальной идеи.
На днях стало известно, что предложение AMC получило развитие. В 2023-24 гг. силами неназванных организаций было разработано устройство для размещения и применения БПЛА на самолётах-заправщиках. Изделие получило простейшее обозначение KC-135 Drone Deliver Mechanism — «Механизм доставки дронов для KC-135».
В прошлом финансовом году (не позднее 30 сентября 2024 г.) состоялись первые испытания такого изделия. Механизм DDM показал принципиальную работоспособность и возможность применения в реальной обстановке.
В настоящее время Пентагон и Конгресс работают над военным бюджетом на следующий 2026 финансовый год, который начнется 1 октября. Уже опубликован проект этого документа, в котором приводятся основные планы, пожелания и предложения военного ведомства.
Вид с рабочего места оператора заправки. Ракурс и зона обзора могут накладывать некоторые ограничения
В частности, по линии ВВС и Командования перевозок предлагается выделить деньги для продолжения работ по системе KC-135 DDM. Проект отличается относительной простотой, благодаря чему массовое производство и развёртывание новых устройств не потребует много денег. При этом самолёты-заправщики получат важные дополнительные возможности.
Одобрит ли Конгресс предложение AMC, пока неизвестно. Ему предстоит оценить необходимость новых систем и их потенциал, а также экономическую целесообразность. Вполне возможно, что законодатели согласятся с Командованием перевозок и разрешат предложенную модернизацию самолётов.
Механизм доставки
Проект KC-135 DDM предлагает оснастить имеющийся самолёт-танкер новыми устройствами для хранения и запуска небольших БПЛА разного назначения. Опытный образец такой системы выполнили с применением доступных компонентов и агрегатов без значительной их переработки. В таком виде «механизм доставки» показал свою работоспособность.
В составе опытной системы DDM использовалась штатная бортовая дверь самолёта-носителя. Её оснастили стандартным устройством для монтажа транспортно-пускового контейнера с БПЛА, заимствованным у другой авиационной техники. Внутри кабины самолёта предлагается разместить стеллажи для ТПК в количестве до сотни.
Для хранения и запуска беспилотников используется унифицированный контейнер типа Common Launch Tube (CLT). Такой ТПК имеет форму трубы длиной 48 дюймов (1,2 м) и диаметром 6 дюймов (152 мм). Один из торцов оснащен вышибным устройством для выброса полезной нагрузки. Контейнеры CLT уже используются несколькими платформами ВВС США и несут разную нагрузку в виде ракет и иных боеприпасов.
Вместе с пусковой установкой и стеллажами самолёт-носитель должен получить станцию управления и системы связи, необходимые для работы с БПЛА. От них будут зависеть рабочие возможности всей системы, количество беспилотников в воздухе и дальность действия.
Унифицированный контейнер CLT
Беспилотная нагрузка
При использовании в составе системы DDM контейнер CLT должен нести беспилотный летательный аппарат. Какие именно БПЛА предлагается использовать на самолётах-заправщиках, пока не сообщалось. Неизвестны даже общие пожелания AMC.
Контейнер CLT может нести разные беспилотники, как самолётного типа, так и коптеры. ТПК должен выбрасывать их в воздух и придавать начальную скорость перед переходом к самостоятельному полёту. Если в серии сохранят схему с переоборудованной дверью, то пуск будет осуществляться вбок и вверх относительно направления полёта.
По всей видимости, БПЛА для KC-135 будут одноразовыми. На самолёте не удастся разместить какую-либо систему для приёма и возвращения беспилотников.
Ещё в 2023 г. упоминались основные цели проекта KC-135 DDM. В первую очередь, при помощи БПЛА предлагается улучшить ситуационную осведомлённость экипажа танкера. Например, беспилотник может использоваться для наблюдения за процессом заправки со стороны. Это даст экипажам двух самолетов дополнительные данные и позволит сократить риски.
Также упоминались сценарии, в которых БПЛА будет осматривать аэродром перед посадкой. Возможны и иные варианты разведки в интересах самолёта и его миссии.
БПЛА также может повышать безопасность своего носителя. Например, на нём можно установить систему радиоэлектронной борьбы для противодействия противовоздушной обороне или авиации противника. Кроме того, беспилотник может выступить в роли ложной цели. В обоих случаях он должен отвлекать противника от танкера, являющегося приоритетной целью.
Пусковое устройство для контейнеров CLT на борту самолёта AC-130W
Логичное решение
В целом проект KC-135 DDM выглядит интересным и многообещающим. В предложенном виде он позволяет решить несколько характерных проблем и в целом улучшить возможности самолётов-заправщиков. При этом проект достаточно прост и не требует особых вложений.
Авторы идеи указывают на возможность улучшения ситуационной осведомлённости экипажей, и в этом есть смысл. Так, процесс дозаправки в воздухе отличается сложностью. Предполагается, что БПЛА позволит наблюдать за ним со стороны и поможет избежать ошибок в проведении основных операций, а также снизит риски.
Интересной выглядит идея обеспечения безопасности при помощи беспилотников. Аппараты-постановщики помех и ложные цели позволят танкеру работать вблизи опасных зон или даже входить в них. Всё это снизит риски, а также позволит организовывать более сложные воздушные операции.
Примечательно, что предложенная система запуска может использоваться не только на самолётах KC-135. Её конструкция допускает установку на самых разных типах техники. Например, следующим носителем может стать танкер нового поколения KC-46. В его случае тоже не потребуется значительная переделка конструкции.
DDM можно будет ставить и на самолётах других типов и иного назначения. При этом БПЛА будут подбираться в соответствии с классом и задачами носителя. Так, самолёты огневой поддержки получат контейнеры CLT с барражирующими боеприпасами, а в поисково-спасательных миссиях будут использоваться аппараты-разведчики.
Впрочем, пока речь идёт только об одном самолёте-носителе и ограниченной номенклатуре используемых БПЛА. В ближайшее время такому проекту предстоит пройти через бюрократические процедуры и получить одобрение. Если Конгресс выделит необходимые деньги, то проект DDM для KC-135 будет реализован. Также появится шанс на разработку других вариантов этой системы, но их перспективы пока под вопросом.
Источник: topwar.ru