Самолёт A400M использует ложные тепловые цели
Европейская компания Airbus Defence and Space ведёт серийное производство военно-транспортных самолётов A400M Atlas и регулярно передает готовые машины заказчикам. Кроме того, она планирует модернизацию этого самолёта и рассматривает возможность создания его специальных модификаций. Известно о проработке нескольких решений разного рода, которые могут заинтересовать потенциальных заказчиков.
Военно-транспортный самолёт
Напомним, что будущий A400M разрабатывался военным отделением компании Airbus в двухтысячных годах. Целью этого проекта являлось создание нового военно-транспортного самолёта с грузоподъёмностью более 35-37 т, пригодного для использования в ВВС разных стран.
Основные проектные работы завершились в середине десятилетия, и затем был построен опытный образец. Его первый полёт состоялся в декабре 2009 г. Испытания и исправление различных недочётов конструкции заняли несколько лет. В начале 2013 г. новый самолёт получил все необходимые документы, разрешающие серийное производство и эксплуатацию в странах Европы.
Еще на стадии разработки проекта появились первые контракты на поставку серийных машин. После начала производства и эксплуатации их количество увеличилось. К настоящему времени самолёты «Атлас» были заказаны десятком стран Европы и Азии. В ближайшее время могут появиться новые заказы.
Пусковая установка для БПЛА, декабрь 2022 г.
По имеющимся контрактам «Эйрбас» должна построить ок. 180 самолетов. Более 130 единиц уже готовы и переданы заказчикам. Серийное строительство продолжается, и число техники в эксплуатации будет постоянно расти.
Многоцелевая платформа
A400M представляет собой военно-транспортный самолёт традиционного для такой техники облика. Он имеет фюзеляж с объёмной грузовой кабиной, высокорасположенное стреловидное крыло и Т-образное хвостовое оперение. Общая длина самолёта превышает 45 м, размах крыла — 42,4 м. Сухая масса составляет 78,6 т, максимальная взлётная — 141 т.
Самолёт оснащён четырьмя турбовинтовыми двигателями Europrop TP400-D6 мощностью по 11 тыс. л.с. С их помощью обеспечивается взлёт с полос длиной менее 1 км. Крейсерская скорость — 780 км/ч. При максимальной нагрузке дальность полёта достигает 3300 км. Перегоночная дальность — 8700 км. Сверху на носу фюзеляжа имеется штанга для дозаправки в полёте.
Внутри фюзеляжа имеется грузовая кабина длиной 17,7 м, шириной 4 м и высотой 3,85 м. Загрузка осуществляется через кормовую рампу. Максимальная грузоподъёмность достигает 37 т. Внутри кабины могут размещаться различные образцы техники или грузы на поддонах. Также предусматривается перевозка 116 бойцов, в т.ч. с возможностью парашютного десантирования. В санитарных миссиях самолёт может перевозить 66 носилок с ранеными и 25 медработников.
Пульт управления беспилотной системой
Экипаж из 3-4 человек использует «стеклянную кабину» и набор современной авионики. Бортовая аппаратура «Атласа» соответствует требованиям НАТО и гражданских регулирующих организаций. Самолёт может работать в одном воздушном пространстве с гражданской авиацией.
Носитель беспилотников
Несколько лет назад появилось предложение о превращении военно-транспортного самолёта A400M в носитель беспилотных летательных аппаратов. Получив специальное оснащение, он должен перевозить и выбрасывать БПЛА среднего или тяжёлого класса.
В 2022 г. компания Airbus совместно с несколькими другими организациями разработала оригинальную систему размещения беспилотников внутри грузовой кабины с запуском через хвостовой грузовой люк. На создание этого изделия потратили всего полгода, и в декабре провели первые испытания.
Для проведения испытаний самолёт получил опытную пусковую установку, адаптированную под БПЛА типа Do-DT25. Ее разместили на подвижной рампе. Также самолёт получил станцию управления беспилотником. В первом тесте ограничились только одним БПЛА, хотя в будущем может появиться новая многоместная система запуска.
На заданной высоте и курсе самолёт-носитель сбросил беспилотник. Do-DT25 начал свободный полёт, сначала под управлением с борта «Атласа». Затем управление передали наземной станции, операторы которой завершили полёт и выполнили посадку. Испытательный вылет признали успешным.
Беспилотник Do-DT25 после сброса
По известным данным, разработка системы сброса БПЛА для A400M продолжается до сих пор. Этот проект прямо связывают с программой создания «европейского» истребителя следующего поколения FCAS. В новый авиационный комплекс войдут беспилотники типа «верный ведомый», и их носителем может стать военно-транспортный самолёт.
Как скоро и с каким результатом завершится разработка пусковой установки для БПЛА, пока неизвестно. Вероятно, прогресс этого проекта прямо зависит от успехов программы FCAS и создания беспилотного «ведомого» для него. При этом «Эйрбас» и смежники пока могут продолжать проработку своей системы с применением БПЛА иных типов.
Связь и управление
С прицелом на программу FCAS прорабатывается и другая модификация военно-транспортного A400M. Этот проект предусматривает строительство воздушного узла связи или командного пункта. После такой модернизации самолёт сможет обслуживать истребители нового поколения, обеспечивать их взаимодействие с другими силами и средствами, а также решать иные задачи.
Компания Airbus уже раскрыла общие идеи такого проекта, но не вдавалась в подробности. Так, в кабине самолёта предлагается разместить аппаратуру связи разного рода, а также устройства сбора, хранения и обработки информации. Также будут организованы рабочие места операторов. Снаружи на планере появится набор антенн.
Демонстрация применения A400M с радиоэлектронным оснащением в сетецентрической структуре
Самолёт в конфигурации узла связи или командного пункта получит системы радиосвязи разного назначения, в т.ч. спутниковые. По сути, он станет одной из основ сетецентрической системы связи, объединяющей самолёты и БПЛА, высокоточное вооружение, штабы и т.д.
На базе A400M может быть создан и полноценный воздушный командный пункт. В этом случае он должен получить иной набор радиоэлектронных и вычислительных систем. При этом самолёт будет не только обеспечивать взаимодействие разных сил и средств, но и непосредственно управлять их работой.
Радиоэлектронная борьба
В официальных материалах от компании Airbus упоминается ещё один вариант самолёта с особым радиоэлектронным оснащением. Его могут оснастить различными средствами постановки помех. Такой самолёт будет сопровождать боевую авиацию и защищать её от предполагаемых угроз.
Серийные самолёты A400M для ВВС ФРГ уже оснащаются бортовыми комплексами обороны для защиты от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Используя доступные объёмы, Atlas можно комплектовать станциями радиоэлектронных помех, в т.ч. имеющими повышенные характеристики. В теории, станции помех можно разместить и на сбрасываемых БПЛА.
A400M с пожарным оборудованием
Для обеспечения работы станций постановки помех и комплексов обороны самолёт может получить разнообразные средства радиотехнической разведки и обнаружения. Он будет выявлять источники различного излучения, такие как РЛС противника. Эту информацию можно будет выдавать ударным средствам.
Потенциал платформы
A400M Atlas имеет все основные качества, характерные для современных военно-транспортных самолётов. Он получил объёмную кабину, в которой может перевозить грузы большой массы. Также он оснащен эффективными и экономичными двигателями, которые обеспечивают требуемые лётные характеристики и дают необходимую мощность для электрогенераторов. Кроме того, самолёт имеет современную авионику с широким набором функций.
Все эти качества делают «Атлас» удобной и многообещающей платформой для размещения различного оснащения и специальных нагрузок. Компания Airbus Defence and Space понимает это и занимается разработкой новых проектов на базе имеющегося самолёта.
Компания уже создаёт устройства для превращения транспортного самолёта в носитель БПЛА. Также опубликованы данные о воздушном узле связи / командном пункте и постановщике помех. Для гражданских структур разработано оборудование пожаротушения, устанавливаемое в грузовой кабине. В ближайшем будущем могут появиться новые предложения об оснащении A400M иной аппаратурой.
При наличии интереса со стороны потенциальных заказчиков, все эти проекты получат развитие и даже смогут дойти до серийного производства и эксплуатации. Успехи таких проектов наглядно покажут потенциал европейского военно-транспортного самолёта не только в исходной комплектации, но и в виде многоцелевой платформы.
Источник: topwar.ru