Су-35 или вариант погони за двумя зайцами

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
А что вы знаете об Индонезии? Ну, кроме того, что это «там, за Таиландом, на юге»? Ну да, 4-я страна в мире по населению и крупнейшая мусульманская страна. Да, это не шутка, почти 90% из 282 миллионов человек исповедуют ислам, так что да, это страна ислама №1. Ну и в плане экзотики – член БРИКС, флаг – перевернутый польский. На самом деле это бывшая голландская колония, так что можно сказать, что просто из флага выкинули голубой цвет. С нами дружат с момента получения независимости, в этом году будет 75 лет установления дипломатических отношений. Сказать, что мы жирно торгуем – нет, но отношения действительно довольно теплые.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Но оставим историю Индонезии, нас, собственно, интересует ее военная часть. А там, скажем честно, небогато. Сперва индонезийцы немного воевали против японцев, которые оккупировали их территорию, а когда японцев попросили объединенные силы союзников и США, то почти сразу индонезийцы начали войну за свою независимость с Голландией.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Действительно, а за каким бесом нужна такая надстройка, которая защитить не может, а только налоги дерет?

Вот обе войны за независимость — это было нечто, потому что Голландию поддержала Великобритания, а индонезийцев — США и Австралия. Но самое эпичное было в том, что на индонезийских островах было просто огромное количество японцев-военнопленных, которые сражались по инерции за обе стороны. Плюс еще попавшие в плен индусы, воевавшие на стороне Великобритании во Второй мировой войне, с удовольствием начали метелить бывших сюзеренов, пополнив ряды армии сопротивления будущей Индонезии.

У вас там никакого слова-синонима не возникает? Да, и было слово, и слово это было — «бардак». И, в принципе, в этом состоянии вооруженные силы Индонезии пребывают и по сей день. Надо отметить, что за все время своего существования Индонезия в бой не рвалась и войн почти не развязывала. Пострелушки на границе с Малайзией и попытка захапать Восточный Тимор — вот, в принципе, и всё. Довольно миролюбивое государство получилось, надо отметить.

Армия Индонезии – это тот еще дастархан с вышивкой, потому что государство, которое ни с кем не ссорится и в конфликты не вступает, может посетить «Военторг», в принципе, в любой стране мира. Индонезийские военные так и делают, поэтому первый взгляд на комплектацию их вооруженных сил вызывает оторопь.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Не буду вдаваться в подробности, просто дам поставщиков по родам войск.

Танки: Франция, СССР, Германия, Великобритания.
БМП: СССР, Чехословакия, Германия.
БТР: Индонезия, Великобритания, СССР, Франция, ЮАР, Южная Корея, США.
Артиллерия: Югославия, Франция, Сингапур, Индонезия, США, Южная Корея.
ПВО: СССР, Швеция, Великобритания, Польша, Германия.
Армейская авиация: СССР/Россия, США, Франция, Индонезия, Великобритания.

Разнообразно? Не то слово!

Но это всё просто меркнет по сравнению с составом ВВС Индонезии! Вот там — просто отвал башки, потому что такого набора, боюсь, больше нет ни в одной стране мира.

Просто чтобы было понятно, вот то, из чего состоят ВВС этой милой страны. По данным не абы кого, а «Aviation Week & Space Technology», весьма уважаемого издания, не замеченного в подтасовке или вранье.

Истребители:
Су-30МК/Су-30МК2, Россия – 11
Су-27СК/Су-27СКМ, Россия – 5
KAI T-50i, Южная Корея – 15
F-16A/В Block 15, США – 39
Hawk МK.53, Великобритания – 24

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Отбросим британский учебный легкий штурмовик, он как учебный весьма неплох, как штурмовик вообще ни о чем. Корейский Т-50 тоже, поскольку он закуплен в двухместной учебно-боевой модификации, потому остаются русские Су-30МК2 (очень серьезный самолет) и F-16А/В (совершенно несерьезный самолет, но его можно модернизировать до вполне приличного уровня). И, казалось бы, вот оно, верное решение, но нет. Поиск легких и эффективных путей — это для слабаков! А потому… Турция!!!

11 июня 2025 года в Джакарте было подписано межправительственное соглашение о приобретении Индонезией турецких истребителей Kaan, разработка и производство которых осуществляется турецкой авиастроительной компанией Turkish Aerospace Industries (TAI, TUSAŞ).

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Подписывали президент Индонезии Прабово Субианто, министр обороны Индонезии Сьяфри Сьямсоеддин, президент турецкого Управления оборонной промышленности Халук Гёргюн, председатель совета директоров TAI Омер Джихад Вардан, заместитель министра национальной обороны Турции и заместитель председателя совета директоров TAI Шуай Алпай и генеральный директор TAI Мехмет Демироглу.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Список весьма значительный. Вообще не удивительно, ведь это первое соглашение о продаже Kaan. TAI сообщила, что по соглашению Индонезия обязалась приобрести 48 истребителей Kaan, которые должны быть поставлены в течение 10 лет. При этом Индонезия получает не только самолеты, но и «значительную передачу технологий». Это довольно логично: не надо будет гонять самолеты за 10 тысяч километров ради модернизаций и обновлений.

Но не все так радужно.

Для начала поговорим о деньгах. Согласно всем подсчетам, контракт на поставку 48 истребителей Kaan будет стоить около 10 миллиардов долларов. Это жирный кусок, есть за что работать туркам, потому что придется не только построить самолеты, но и обучить инженерно-технический персонал, поставить тренажеры и так далее.

Соглашение с Индонезией для Турции — это бочка меда. Точнее, бочка с долларами, но по своему обыкновению я выкачу и ведро дегтя. И бабахну в эту бочку.

В договоре между Турцией и Индонезией есть… Нет, не аспект, а, скорее, засада. И называется она… Двигатель!!!

Все прекрасно понимают, что если одна страна продает другой самолет, то он должен быть самолетом. Укомплектованным всем необходимым, от плоскостей до шасси. Ну и двигателем тоже.

Так вот, а двигателя для Kaan пока нет…

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Точнее, в этот самолет можно поставить что угодно, свои услуги предлагала и такая фирма, как «Роллс-Ройс», а эти ребята в двигатели для самолетов умеют. Но турецкие авиастроители хотят в своем самолете видеть только турецкий двигатель.

Это логично, это оправдано, вот только одна проблема: Турция не умеет строить такие двигатели. Да, нельзя не признать, что в области двигателестроения Турция достигла определенных успехов, создав собственный вертолётный двигатель TS1400, двигатель для крылатых ракет Kale KTJ-3200 и двигатели для баллистических ракет малой дальности. Но это не сравнимо по сложности с двигателем для современного истребителя.

Двадцать лет было потрачено на создание TF35000, первого турецкого двигателя для самолета. Но он пока еще не подошел к стадии готовности, более того, руководство компании-производителя TUSAŞ Engine Industries (TEI) с осторожностью подтверждает готовность TF35000 к заявленному 2032 году.

И тут надо понимать, что 2032 год – это год, когда TF35000 может пойти в серийное производство. А может и не пойти. Так называемый «сдвиг вправо», очень привычная штука для современности.

Так что 2032 год — это, так скажем, самый оптимистичный прогноз. Если всё пойдет так, как задумывалось. И если так, то Индонезии не стоит ждать первой партии самолетов раньше того момента, как двигатели будут произведены, испытаны и доработаны до идеала. И только потом можно говорить о постройке самих самолетов.

Что-то мне подсказывает – 2037-2040 год, никак не раньше. И плюс десять лет на выполнение контракта.

То есть где-то в районе 2050 года индонезийские ВВС станут счастливыми обладателями 48 истребителей, что в целом равняется двум полкам или современной численности ВВС.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
И что, в Индонезии такие вот простаки в Минобороны и не понимают, в какую авантюру они могут влететь в прямом смысле этого слова?

Но индонезийскую сторону нельзя обвинить в простоте душевной и желании куда-то деть 10 миллиардов долларов. Кстати, индонезийские военные очень осторожно и безо всякой конкретики комментируют соглашение. Да, меморандум о взаимопонимании подписан, но это не контракт. Вот когда будет заключен полноценный контракт – вот тогда и поговорим.

Тут стоит заметить, что и подписание контракта для индонезийских военных еще не повод для беспокойства. В 2018 году был заключен контракт между «Рособоронэкспортом» и министерством обороны Индонезии на поставку 11 истребителей Су-35, который не был выполнен. У нас никто не рыдал, такие самолеты и в России очень нужны, а после 2022 года и тем более, но факт: что подписано — не значит, что будет исполнено.

Глава Бюро военной информации министерства обороны Индонезии бригадный генерал Фрега Венас Инкириванг сказал на брифинге следующее:

«Да, на самом деле, если есть меморандум о взаимопонимании, всегда нет уверенности в том, сколько именно будет закуплено. Если говорить о точной цифре, то она будет указана в контракте».
Заместитель министра обороны Индонезии Донни Эрмаван Тауфанто в свою очередь заявил, что закупка истребителей Kaan «все еще находится на стадии планирования, это все еще долгосрочная перспектива на будущее».

На самом деле, у индонезийских военных не один путь развития событий, и, надо отметить, что другие возможные пути значительно интереснее покупки турецкого не пойми чего. Вообще покупка самолета, которого еще нет, это очень рискованно. Стоит напомнить, что именно из-за того, что самолета не получилось «в металле» для своих ВВС во вменяемых количествах, практически умер МиГ-35, а с ним и весь концерн «МиГ».

Напомню, именно потому, что МиГ-35 не пошел в серию и не был принят на вооружение российскими ВКС (6 самолетов – это смешно), от рассмотрения его кандидатуры отказались Индия, Малайзия и Иран. И примерно такое же положение с Су-75, который тоже никому не нужен.

В Индонезии правильно не делают ставку на модернизацию американских F-16, которые им откровенно втерли. Это довольно старые самолеты, и, если посчитать от стоимости выставленных контрактов по модернизации F-16 A/B в F-16 C/D для Тайваня (около 37 миллионов долларов за самолет) и для Греции (12 миллионов за самолет), где из F-16C/D Block 52+ и Block 52+ Advanced получали новейший вариант F-16V Viper Block 70/72, то модернизация на таком уровне – это очень дорого.

Впрочем, если вам некуда деть 10 миллиардов…

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Конечно, есть еще вариант приобретения Су-35СЭ, стоимость которого будет в районе 100-105 миллионов долларов за самолет, и этот самолет будет несколько интереснее, чем модернизированный F-16, хотя бы потому, что это будет НОВЫЙ самолет с приличным ресурсом.

И да, Су-27 и Су-30 Индонезия покупала не с рук, не бывшие в употреблении, а совершенно новые. Не понравились Су-27? Не вопрос, вот вам Су-30, пробуйте. Су-30 пишем, Су-35 в уме, как говорится.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Да, сегодня санкции, давление со стороны США откровенное такое. Но покупать такую рухлядь, сопоставимую с тем, что идет Украине, то есть F-16 А/В, ну так себе.

Добавить что-то еще в свои разношерстные ВВС? Это запросто. «Рафаль», конечно, тоже не вариант, да и «кинуть» с ним могут, как индусов, «Еврофайтер» еще дороже, чем Су-35. Не знаю, как шведы со своим «Грифоном» проскочили мимо, но тут самолет несколько иного класса, хотя вполне достойная штука для региональных ВВС.

Но турецкий «Хан» (это перевод названия Kaan) – это рискованно и сомнительно. Как индийский «Теджас» примерно, на деле у обеих самолетов очень много общего.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Kaan начали создавать в 2010 году. Уместно дополнение «всего». Всего 15 лет назад начались работы по созданию перспективного самолета. Для сравнения: Су-27 начали разрабатывать с 1968 года, а на вооружение он встал в 1990 году. И это СССР, с его авиационной конструкторской школой! F-15 начали проектировать в 1962 году, а на вооружение он пошел в 1976-м. Так что здесь ясно и понятно, что при всей возможной одаренности турецких авиаконструкторов 30 лет – это тот самый минимум (кстати, озвучили цифру американцы), который понадобится для того, чтобы Kaan начал нормально летать.

Контракт на постройку для ВВС Турции был подписан в 2016 году, а полетел первый раз Kaan в виде прототипа в 2024 году.

И тут надо отметить, что турецким этот самолет был примерно настолько же, насколько российским является «Москвич-3»: радар и авионика от ВАЕ Systems, двигатель… тут вообще всё сложно и печально.

Первый прототип полетел всё на том же General Electric F110. Да, двигатель вполне хороший, проверенный временем. Таскает на себе до сих пор приличные боевые самолеты, но… Так как F110 родом из 60-х годов прошлого века, то про малозаметность он не знает. F-14, F-15, F-16 – все мы хорошо знаем эти самолеты. И этот двигатель.

Коль турки реально заговорили о том, что Kaan – это пятое поколение, то да, самолету нужен двигатель со всеми атрибутами: кривые воздуховоды, спрятанные лопатки, зубастые сопла и так далее. Иначе за что деньги брать?

Поставка ВВС Турции первых 10 серийных, а по факту предсерийных прототипов истребителей в исполнении Block 1 запланирована с 2030 года. Ну а если посмотреть на все без оптимизма, то да, 2040 год — самый такой срок.

А ведь еще есть старая русская пословица насчет сидения на двух стульях… Или погоне за двумя зайцами… Это про участие Индонезии в совместной программе с Южной Кореей по созданию истребителя KF-21 Boramae (KF-X).

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
В тот год, 2010-й, когда в Турции начались шевеления по поводу Kaan, Индонезия присоединилась к проекту перспективного южнокорейского истребителя KF-X (ныне обозначаемого KF-21 Boramae), при этом участие в нем обходилось Индонезии в 1,6 млрд долларов от общей стоимости проекта 8,5 млрд долларов.

В целом там не очень срослось, индонезийцы выплатили пятую часть, около 300 миллионов долларов, да еще и слегка нашпионили, так что очень сомнительно, что Индонезия получит причитающуюся ей часть проекта и сможет собрать на своих предприятиях концерна PT Dirgantara Indonesia (PTDI) 50 истребителей версии IF-X.

Южнокорейцы, правда, до конца не обиделись и продолжают попытки заинтересовать индонезийскую сторону участвовать в проекте, но на той же выставке Indo Defense 2025, где было подписано соглашение по Kaan, Индонезия подписала и с Южной Кореей допсоглашение, по которому сумма выплат Индонезией уменьшается до 443 миллионов долларов, и, соответственно, уменьшится и часть причитающихся Индонезии технологий.

Но, видимо, это уже «на всякий случай», потому что доля Индонезии в проекте становится настолько мизерной, что понятно: самолеты Индонезия вряд ли получит.

Итак, что мы (точнее, они там у себя в Джакарте) имеем?

KF-21 Индонезии если и светит, то очень нескоро: проект тянется ужасающе медленно, с 2022 года, и на сегодняшний день построено всего 6 прототипов, которые проходят испытания.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Как оно будет с Kaan, тоже не совсем ясно и понятно. Корейский самолет хотя бы будет летать на американском двигателе, а вот с турецким все очень сложно. Но корейский самолет явно улетел туда, где дадут денег, а что будет с Kaan вообще пока не понятно.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
Но вот тут действительно за двумя зайцами погонишься — голодным останешься.

И что в финале? А кто знает… Но, учитывая реально хорошие отношения у президента Индонезии Прабово Субианто с Владимиром Путиным, вернуться к вопросу самолетов марки «Сухой» никогда не поздно. Владимир Владимирович войдет в положение и чем-то да поделится.

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
То, что Су-35 – это реально лучший вариант для индонезийских ВВС, уже знакомых с техникой российского концерна, это понятно. Можно было бы что-то такое говорить, если бы на месте конкурентов находились самолеты ведущих мировых производителей, особенно если бы это были новые самолеты, но, простите: южнокорейский или турецкий самолет в противостоянии с Су-35 – ну вот никак не верится в нормальный исход такого поединка.

Но у индонезийских военных еще достаточно времени подумать, пока корейцы и турки лихорадочно пытаются довести до ума свои самолеты. Лет 10-15 точно есть. А там и «Сушка» подешевеет…

Су-35 или вариант погони за двумя зайцами
В общем, при всей любви к бардаку в армии, на месте индонезийских военных я бы не слушал тех, кто пытается продать еще не готовый товар. Kaan, Tejas, Boramae – все это, конечно, заманчиво и многообещающе, но есть и варианты получше.

Источник: topwar.ru