Сложности и решения: строительство танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2»

Сложности и решения: строительство танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2»
Проектный облик танкера Yamalmax Samsung 172 (SN2366). Графика Goarctic.ru

В рамках проекта «Арктик СПГ 2» запланировано строительство крупной серии танкеров-газовозов ледового класса, которые будут использоваться для экспорта сжиженного газа. В последние годы программа строительства таких судов столкнулась с серьёзными проблемами, однако они успешно решаются. Головной танкер нового проекта «Алексей Косыгин» должен поступить в эксплуатацию уже в этом году, и позже за ним последуют следующие суда серии.

Планы и контракты

Реализацией проекта «Арктик СПГ 2» занимается ПАО «Новатэк» при участии ряда других компаний и организаций. В рамках этого проекта в Ямало-Ненецком автономном округе ведется строительство различных промышленных объектов и инфраструктуры для добычи и отгрузки сжиженного природного газа (СПГ).

В конце десятых годов «Новатэк» и ПАО «Совкомфлот» договорились о строительстве 21 танкера-газовоза ледового класса. Контракты на строительство судов получили Дальневосточный завод «Звезда» (г. Большой Камень, Приморский край) и несколько южнокорейских компаний. Кроме того, у иностранных организаций заказали оборудование для хранения и перевозки СПГ.

Новые суда должны были строиться по иностранному проекту Yamalmax Samsung 172 (SN2366), доработанному под требования российского заказчика. Закладка газовозов планировалась на начало двадцатых годов, и к середине десятилетия «Совкомфлот» должен был получить все требуемые вымпелы.

Строительство и санкции

Организация международной кооперации не заняла много времени. В ноябре 2020 г. на заводе Samsung Heavy Industries (SHI) в г. Кодже (Южная Корея) началась резка металла для головного танкера, позже получившего имя «Алексей Косыгин». Официальная закладка судна состоялась 15 июня 2021 г.

В апреле 2022 г. танкер спустили на воду. Затем его подготовили нужным образом и перевели на завод «Звезда» для достройки и монтажа целевого оборудования. По планам того времени, на завершение строительства и испытания требовалось около года. Заказчик должен был получить судно не позднее весны 2023 г.

Сложности и решения: строительство танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2»
«Алексей Косыгин» на воде, сентябрь 2021 г. Фото Fleetphoto.ru
В 2021 г. в Южной Корее заложили два следующих танкера — «Пётр Столыпин» и «Сергей Витте». В следующем 2022-м началось строительство судов «Константин Посьет» и «Виктор Черномырдин». Их спуск на воду и перевод на «Звезду» ожидался не позднее 2023 г. Параллельно готовилось строительство других законтрактованных судов.

В 2022 г. на заводе Hanwha Ocean началось строительство трёх танкеров типа Yamal 172.6 Arc7 LNG Carrier. К концу 2023 г. суда «Пётр Капица», «Лев Ландау» и «Жорес Алфёров» были готовы к передаче для последующей достройки.

После 2022 г. ряд иностранных государств, в т. ч. Республика Корея, ввели санкции против России и наших предприятий. В связи с этим иностранные компании отказались от дальнейшего участия в строительстве газовозов. Строительство судов и поставка необходимых комплектующих остановились.

Дальнейшая судьба программы строительства танкеров оказалась под вопросом. Вместе с ней оказалось неопределённым будущее всего проекта «Арктик СПГ 2». Тем не менее российская сторона не отказалась от своих планов и приступила к поиску подходящих решений.

Работы продолжаются

В 2022-23 гг. южнокорейская SHI успела передать российской «Звезде» пять недостроенных танкеров проекта Yamalmax Samsung 172 (SN2366). Работы по остальным корпусам отменили из-за санкций. Кроме того, до выхода из проекта иностранные поставщики успели передать некоторое специальное оборудование. В свою очередь, Hanwha Ocean отказалась отдавать недостроенные суда и самостоятельно завершила сборку. Три готовых танкера пока остаются в её собственности.

«Совкомфлот», «Новатэк» и «Звезда» решили продолжать строительство газовозов с использованием имеющихся возможностей. При этом им пришлось скорректировать планы и график работ. Например, сдачу головного танкера «Алексей Косыгин» сначала перенесли на 2024 г., а затем и на 2025-й. Сроки начала эксплуатации следующих вымпелов тоже сдвинулись.

Сложности и решения: строительство танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2»
Танкер на стадии строительства, январь 2022 г. Фото Fleetphoto.ru
Достройка первых двух танкеров, «Алексей Косыгин и «Пётр Столыпин», столкнулась с наименьшими проблемами. К моменту ухода иностранных компаний наша промышленность успела получить значительное количество необходимых импортных комплектующих и смонтировать их.

В частности, от французской компании Gaztransport & Technigaz (GTT) получили два комплекта криогенных судовых систем хранения СПГ. Системы мембранного типа Mark III установили на танкерах и подготовили к будущей эксплуатации.

Благодаря этим и другим мерам, в декабре 2024 г. головной «Алексей Косыгин» впервые вышел в море для ходовых испытаний. За несколько дней танкер продемонстрировал основные характеристики, а также помог собрать данные о необходимых доработках. Весной 2025 г. состоялся второй этап испытаний, а на конец июня запланирован третий.

Несколько дней назад руководство «Совкомфлота» раскрыло актуальные планы. Головной танкер нового типа собираются ввести в эксплуатацию во второй половине года. Он начнет работу на заводе «Арктик СПГ 2» и вскоре доставит заказчику первую партию СПГ.

Планы по «Петру Столыпину» пока не уточняются. Можно предполагать, что этот заказ принципиально не отличается от предыдущего, и готовый танкер введут в эксплуатацию уже в следующем году.

Ситуация с тремя готовыми танкерами Yamal 172.6 Arc7 LNG Carrier остается неясной. Несмотря на все усилия, Россия пока не смогла забрать их и ввести в эксплуатацию.

Новые задачи

Несмотря на отказ иностранных партнеров от сотрудничества, работы по строительству танкеров-газовозов продолжаются. При этом российской промышленности приходится самостоятельно решать ряд достаточно сложных задач разного рода. От успеха этих работ зависят результаты всей программы строительства.

Сложности и решения: строительство танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2»
«Алексей Косыгин» (слева) во время церемонии имянаречения, сентябрь 2021 г. Фото АП РФ
Так, завод «Звезда» готовится к завершению строительства уже полученных судов. Кроме того, идёт подготовка мощностей для сборки следующих корпусов. В связи с уходом SHI, все строительные работы теперь будут выполняться российским заводом. Именно он, в отличие от корейских предприятий, получит прибыль.

В связи с уходом французской GTT российские танкеры остались без элементов первичного барьера (мембран). Силами НПП «Компенсатор» из Санкт-Петербурга были разработаны и поставлены в производство аналогичные изделия. Недавно такие мембраны прошли испытания, и в конце мая получили свидетельство о типовом одобрении. Теперь их можно использовать при строительстве газовозов.

Российским судостроителям предстоит решить ещё несколько проблем технического и организационного характера, а также найти замену некоторым приборам. Это не самые сложные задачи, и их решение не займет много времени.

В результате в обозримом будущем «Звезда» и смежники смогут продолжить достройку танкеров «Сергей Витте», «Константин Посьет» и «Виктор Черномырдин». Они будут завершены по обновленнму проекту, максимально похожему на исходный Yamalmax Samsung 172 (SN2366).

К сожалению, все предстоящие работы займут определённое время. Проект строительства танкеров безнадёжно отстал от графика, установленного в конце десятых годов, но в этом нет вины российских предприятий. Нынешние проблемы связаны исключительно с антироссийским курсом некоторых зарубежных политических группировок.

Перспективные суда

Проект Yamalmax Samsung 172 (SN2366) предусматривает строительство крупного судна с криогенными ёмкостями для перевозки СПГ. Подобные танкеры предназначаются для эксплуатации в высоких широтах, что сказалось на их конструкции и возможностях судоходства.

Сложности и решения: строительство танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2»
Элементы мембран для новых танкеров. Фото Sdelanounas.ru
«Алексей Косыгин» и однотипные газовозы имеют типичную для такого класса конструкцию. Используется корпус традиционных обводов, основной объём которого отдан под ёмкости с СПГ. Общая длина судна – 300 м при максимальной ширине 48,8 м. Корпус соответствует ледовому классу Arc7, благодаря чему танкер может самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2 м.

Судно имеет дизель-электрическую двигательную установку мощностью 45 МВт. Для движения и маневрирования используются винто-рулевые колонки иностранной разработки, выпускаемые российской промышленностью.

Танкер оснащен криогенной системой хранения СПГ мембранного типа. Ёмкость системы — 172 тыс. куб. м. Дедвейт судна — 81 тыс. т.

Возможно, следующие суда типа Yamalmax Samsung 172 (SN2366) будут незначительно отличаться от головного танкера. При этом значительная переработка исходной конструкции и её оснащения, связанная с локализацией производства и заменой оборудования, не понадобится.

Промежуточный результат

Таким образом, несмотря на все проблемы, российская промышленность продолжает работы по одному из самых амбициозных проектов в области судостроения. Головной танкер нового типа доведён до испытаний и через несколько месяцев поступит в эксплуатацию. Параллельно готовится достройка следующих судов.

Что будет дальше, в целом уже понятно. «Звезда» и смежники достроят необходимые два десятка танкеров-газовозов и передадут их заказчику. С помощью таких танкеров «Новатэк» и «Совкомфлот» смогут наладить полноценную систему перевозок газа, и «Арктик СПГ 2» заработает в полную силу. Под вопросом только сроки проведения таких работ и запуска эксплуатации всего желаемого флота.

Источник: topwar.ru