БПЛА YFQ-44A от Anduril Industries
В будущем Пентагон планирует принять на вооружение беспилотные летательные аппараты класса «верный ведомый». Такие БПЛА будут работать вместе с пилотируемыми самолётами и брать на себя часть их задач. Основные усилия в этой области сосредоточены в программе Collaborative Combat Aircraft (CCA). К настоящему времени её довели до строительства и наземных испытаний двух опытных образцов.
Задел на будущее
Достаточно давно Пентагон запустил программу создания истребителя следующего 6 поколения Next-Generation Air Dominance (NGAD). В дополнение к этому самолёту предлагается создать БПЛА типа «верного ведомого». Такие беспилотники должны будут сопровождать истребитель и брать на себя часть его задач.
Задачи разработки желаемого БПЛА решаются в рамках программы Collaborative Combat Aircraft (CCA), запущенной несколько лет назад. ВВС США выработали требования к такому беспилотнику, а затем приняли предложения от промышленности и выбрали наиболее удачные.
В январе 2024 г. Пентагон сообщал, что в конкурсе CCA участвуют все ведущие компании авиационной промышленности. Контракты на предварительную разработку своих проектов получили компании Anduril, Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman. В ближайшие месяцы ВВС собирались выбрать два наиболее удачных проекта для последующей разработки.
Финалистов программы CCA объявили в апреле 2024 г. Контракты на полноценную разработку и последующее строительство опытных БПЛА получили компании Anduril Industries и General Atomics Aeronautical Systems. Результаты заказанных работ ожидались до конца 2025 финансового года.
Текущий этап программы разработки был обозначен как CCA Increment 1. Проект от компании GA-ASI получил рабочее обозначение YFQ-42A. Конкурирующей разработке от Anduril присвоили индекс YFQ-44A.
Два прототипа
Anduril и GA-ASI справляются с поставленными задачами. Несколько месяцев назад они завершили проектирование своих БПЛА и приступили к постройке опытных образцов. Кроме того, компании раскрыли некоторые особенности своих беспилотников и опубликовали их проектный облик — сначала только в виде графики и макетов.
1 мая ВВС США сообщили о переходе проекта CCA на новый этап. Компании-подрядчики передали им свои опытные образцы, и теперь начинаются их наземные испытания. Разнообразные проверки такого рода займут несколько месяцев. Первые полёты двух БПЛА состоятся до конца года.
К новости о начале наземных испытаний приложили фотографии опытного БПЛА YFQ-44A от компании «Андурил». Изделие показали с разных ракурсов, позволяющих понять общую картину. Позже, 15 мая, опубликовали первое фото прототипа YFQ-42A, построенного компанией GA-ASI. На этот раз ограничились только видом спереди.
Пентагон и его подрядчики показали два опытных БПЛА и раскрыли часть своих планов на ближайшее будущее. Тем не менее, информация технического характера по-прежнему не публикуется. Остаются неизвестными основные характеристики беспилотников, их боевые возможности и т.д. Также неясно, соответствуют ли БПЛА требованиям заказчика.
Опытный YFQ-42A
В Пентагоне отмечают, что старт наземных испытаний двух беспилотников-прототипов является важнейшим событием в программе CCA. Однако это только начало длительного процесса тестирования, доводки и отработки конструкции и программного обеспечения. На все эти мероприятия планируют потратить несколько следующих лет. При этом реальные сроки выполнения всех работ, по понятным причинам, могут отличаться от запланированных.
В опытном облике
Компания GA-ASI ранее публиковала графику на тему своего проекта YFQ-42A, а также показывала макеты такого БПЛА. Кроме того, недавно показали реальный прототип в сборочном цеху. Всё это позволяет представить технический облик изделия и основные его особенности.
БПЛА YFQ-42A получил обтекаемый фюзеляж с характерными «малозаметными» обводами, сочетающими изогнутые поверхности и чёткие грани. Имеется среднерасположенное стреловидное крыло. Оперение — V-образное, причём плоскости разнесены на разные стороны фюзеляжа.
Габариты и масса беспилотника неизвестны. По всей видимости, он существенно меньше и легче любых современных истребителей. Насколько при этом будет отличаться его полезная нагрузка, неясно.
GA-ASI оснастили свой БПЛА турбореактивным двигателем неназванной модели. Воздухозаборник силовой установки размещён на верхней части фюзеляжа. Судя по ранее публиковавшейся информации, YFQ-42A будет трансзвуковым и не сможет развивать высокие сверхзвуковые скорости. Боевой радиус должен составлять сотни километров, как у тактической авиации.
Аппарату YFQ-42A требуется автопилот, способный самостоятельно управлять полётом и выполнять боевые задачи. При этом он должен взаимодействовать с самолётом-ведущим, получать от него команды и передавать ему необходимые данные. В такую систему управления интегрируют средства технического зрения, радиолокатор и иные приборы.
БПЛА серии CCA должны нести ракетное и бомбовое вооружение для борьбы с воздушными и наземными целями. Сколько и какого оружия удастся разместить на YFQ-42A, неизвестно. Также пока не уточнялся способ его подвески — внутри фюзеляжа или под крылом. Можно предполагать, что БПЛА будет использовать боеприпасы, уже имеющиеся у ВВС США.
Беспилотник YFQ-44A, также имеющий заводское обозначение Fury, существенно отличается от своего конкурента. Он выполнен по нормальной схеме с удлинённым обтекаемым фюзеляжем, стреловидным крылом и традиционным оперением. Габариты и массу точно оценить не удастся.
Предусмотрена однодвигательная силовая установка. Воздухозаборник размещён в нижней части фюзеляжа под характерным удлинённым носом. Предполагается, что YFQ-44A, как и второй БПЛА программы CCA, сможет развивать ограниченные сверхзвуковые скорости. Дальность полёта позволит свободно работать с самолётами тактической авиации.
Для своего БПЛА компания Anduril Industries разработала оригинальную систему управления. В неё войдут автопилот, средства навигации и связи, приборы управления вооружением и т.д. Также предлагается программное обеспечение на основе искусственного интеллекта. Оно должно повысить эффективность групповой работы и боевого применения.
При всём этом состав вооружения и боевые возможности не раскрываются. По всей видимости, YFQ-44A должен будет помогать самолёту-ведущему осуществлять наблюдение и искать цели, вести воздушный бой или атаковать наземные цели.
Большие планы
Программа CCA пока дошла только до стадии наземных испытаний опытной техники. В ближайшие месяцы начнутся полёты двух БПЛА, и затем несколько лет должны потратить на отработку всех остальных вопросов. Тем не менее, уже сейчас Пентагон строит планы на отдаленное будущее, касающиеся производства, закупки и эксплуатации новой техники.
В марте 2023 г. представители Пентагона говорили, что в отдалённом будущем для ВВС могут закупить до 200 истребителей NGAD. Каждый из них может получить до пяти «верных ведомых» — общее количество такой техники может достичь 1000 единиц.
Впрочем, это были лишь пожелания и предварительные оценки. Реальные планы должны будут серьезно отличаться от них. Проекты NGAD и CCA могут серьёзно измениться к запуску серийного производства, в первую очередь в финансовом плане. При этом любой рост сложности и стоимости заставит Пентагон сокращать свои пожелания.
Удалось ли компаниям-разработчикам выполнить все требования заказчика и создать БПЛА желаемого облика, станет ясно в ходе будущих испытаний. Именно по их итогам Пентагон сможет сделать выводы и составить реальный план закупок на отдаленное будущее. Впрочем, пока нельзя исключать и противоположный сценарий, в котором программу CCA придется перезапустить ввиду отсутствия желаемых результатов.
Источник: topwar.ru