Проект транспортного беспилотника-амфибии «Меридиан»

Проект транспортного беспилотника-амфибии «Меридиан»
Макет БПЛА «Меридиан» на выставке «Иннопром-2025»

Российская промышленность занимается разработкой беспилотных авиационных систем разных классов и осваивает новые направления. На днях впервые представили проект амфибийного транспортного БПЛА «Меридиан». Сообщается, что это будет первый отечественный беспилотник такого класса, и ему предстоит внести свой вклад в развитие грузоперевозок в разных условиях.

Выставочный образец

7 июля в Екатеринбурге открылась выставка «Иннопром-2025». В ходе этого мероприятия отечественная промышленность демонстрирует свои последние достижения и новейшие разработки. Одним из участников выставки является АО «Центр автономных роботизированных систем» (ЦАРС). Эта организация занимается созданием БПЛА и комплектующих для них.

На «Иннопроме-2025» компания ЦАРС впервые представила свой новый проект под названием «Меридиан». В рамках этого проекта создается новый беспилотник-летающая лодка тяжёлого класса, предназначенный для решения транспортных задач. В выставочном павильоне демонстрируется масштабный макет будущего БПЛА. Также опубликованы графические и иные материалы.

На данный момент БПЛА «Меридиан» находится на стадии опытно-конструкторских работ. Проект получил поддержку министерства промышленности и торговли, а также Агентства по технологическому развитию. К настоящему времени проект дошёл до той стадии, когда его можно представлять общественности и раскрывать основные сведения. В то же время, организация-разработчик пока не может сообщить сроки завершения текущих работ и перехода на новые этапы.

Целью проекта «Меридиан» является создание нового транспортного БПЛА тяжёлого класса. Главной его особенностью станет фюзеляж-лодка, позволяющий работать с сухопутных аэродромов и с подходящих акваторий. Отмечается, что это будет первый амфибийный беспилотный гидросамолёт отечественной разработки.

БПЛА «Меридиан» предлагается использовать в грузоперевозках в разных регионах и условиях. Он будет полезен в районах со сложными географическими условиями и/или без полётной инфраструктуры, необходимой для беспилотников других классов или для полноценной авиации. Кроме того, появится возможность снизить нагрузку на пилотов и исключить риски для них.

Проект транспортного беспилотника-амфибии «Меридиан»
«Меридиан» на воде — пока только в виде графики
В перспективе новый БПЛА сможет выполнять и другие задачи. Его могут оснастить аппаратурой для наблюдения и мониторинга, сбора данных, поисково-спасательных работ и т.д. Во всех этих случаях летающая лодка сможет показывать те или иные преимущества.

Технические особенности

Перспективный «Меридиан» фактически является беспилотным гидросамолётом. В его конструкции используются все основные технические решения, характерные для такого класса техники. При этом внедрены новые идеи и компоненты, необходимые для создания беспилотной авиационной системы.

Новый БПЛА строится по нормальной аэродинамической схеме. Он имеет фюзеляж с укрупнённой носовой частью и тонкой хвостовой балкой. Днище имеет форму лодки с реданом. В центре имеются два боковых поплавка для балансировки. В них также размещаются основные стойки шасси. В хвостовой части предусматривается руль лодочного типа для маневрирования на воде.

Беспилотник получает прямое высокорасположенное крыло с подкосами. Хвостовое оперение включает киль и установленный на нём стабилизатор.

БПЛА имеет однодвигательную силовую установку. Гондола для турбовинтового двигателя размещена сверху на фюзеляже, и толкающий воздушный винт находится над тонкой хвостовой балкой. Тип и параметры двигателя пока не раскрываются. Также неизвестны расчётные лётно-технические характеристики.

«Меридиан» получит автопилот и систему дистанционного управления. Непосредственно под управлением оператора или по заложенной программе он должен будет выполнять взлёт, посадку и полёт. Сообщается, что БПЛА сможет решать свои задачи даже при отсутствии сигналов навигационных спутников.

Проект транспортного беспилотника-амфибии «Меридиан»
В базовой конфигурации новый беспилотник является воздушным транспортом. Для размещения нагрузки предусмотрен отсек в носовой части фюзеляжа. Он имеет объем 5,5 куб.м и предназначается для 700 кг груза. Вся верхняя часть фюзеляжа представляет собой большую откидную крышку, которая упрощает погрузку и разгрузку.

В перспективе «Меридиан» сможет стать носителем специального оборудования. Это могут быть оптико-электронные или радиолокационные станции, различные анализаторы и т.д. В таких конфигурациях БПЛА сможет участвовать в поисково-спасательных операциях, осуществлять мониторинг земной, водной или ледовой поверхности, а также выполнять иные задачи.

К сожалению, основные тактико-технические характеристики нового БПЛА пока не раскрываются. Представленный облик изделия позволяет представить уровень некоторых параметров, но это не позволяет делать полную оценку. Впрочем, разработчики уже раскрыли ключевые характеристики, связанные с перевозкой грузов.

Многообещающая концепция

Концепция беспилотного гидросамолёта транспортного назначения представляет большой интерес. Она объединяет несколько решений, каждое из которых имеет свои преимущества. Совместное их использование, в теории, позволяет получить весьма примечательный результат.

Следует напомнить, что в последние годы пользуется популярностью идея создания транспортного БПЛА тяжёлого класса. Подобные разработки имеются в нашей стране и за рубежом. Ожидается, что такая техника будет иметь ряд важных преимуществ и поможет организовать или оптимизировать перевозки в отдельных районах.

Транспортный беспилотник имеет несколько преимуществ перед полноценным самолётом и вертолётом. Например, он не нуждается в кабине экипажа, что позволяет оптимизировать его конструкцию и улучшить некоторые характеристики. Кроме того, сокращаются риски для людей при сохранении всех параметров и возможностей. Также уменьшаются требования к инфраструктуре для полётов и эксплуатации.

Проект транспортного беспилотника-амфибии «Меридиан»
Летающая лодка позволяет дополнительно сократить подобные требования. Такой БПЛА не нуждается в сухопутном аэродроме и может взлетать с подходящих акваторий. Строительство береговой инфраструктуры будет значительно проще, чем создание полноценных аэродромов. При необходимости, беспилотный гидросамолёт сможет работать и на сухопутных площадках.

Таким образом, в ходе проекта «Меридиан» может быть создан новый БПЛА с широкими возможностями и рядом характерных преимуществ. Предлагаемый беспилотник сможет перевозить достаточно крупные грузы массой в сотни килограммов, а также доставлять их в разные места. Он не будет критически зависеть от наличия взлётно-посадочной полосы, благодаря чему можно будет расширить сеть маршрутов и линий.

Сейчас ЦАРС предлагает транспортный беспилотник с грузовым отсеком на 5,5 куб.м и с грузоподъемностью 700 кг. Вполне возможно, что в будущем наработки по «Меридиану» позволят создать новые БПЛА с иным уровнем характеристик. В зависимости от потребностей потенциальных заказчиков, существующий проект могут масштабировать и в большую, и в меньшую сторону.

Планы на будущее

Впрочем, пока речь идёт только об одном проекте. Компании ЦАРС предстоит завершить разработку «Меридиана», а затем построить и испытать опытный образец. Если все эти мероприятия пройдут без проблем и задержек, то можно будет готовить производство и ждать заказы.

Как скоро удастся завершить работы и получить первые контракты, пока неизвестно. Однако особый характер проекта «Меридиан» позволяет предполагать, что он заинтересует потенциальных заказчиков, и ожидание не будет долгим.

Источник: topwar.ru