Контейнерная РСЗО, представленная в 2016 г. Фото ALIT
Несколько лет назад стало известно, что китайская оборонная промышленность разрабатывает ракетные комплексы контейнерного типа. Пусковые установки и другие устройства предлагалось помещать в стандартные грузовые контейнеры. Такая архитектура даёт ряд важных преимуществ, связанных с перевозкой, развёртыванием и применением. Комплексы такого рода неоднократно показывали на выставках, но на вооружение они пока не поступили.
Контейнер залпового огня
Китай занялся тематикой контейнерных ракетных комплексов не позднее середины прошлого десятилетия. Сообщалось, что «источником вдохновения» для таких проектов стал российский концепт Club-K, представленный несколькими годами ранее. Китайских специалистов заинтересовали особые возможности, которые можно было получить за счёт монтажа вооружений в контейнере.
Первый проект такого рода представили летом 2016 г. Его разработала компания Aerospace Long-March International (ALIT), входящая в состав государственной корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC). Сообщалось, что комплекс контейнерного типа может поступить на вооружение НОАК и пойти на экспорт.
Комплекс выполнили на основе 40-футового контейнера. У одного из торцов разместили кабину операторов, а остальные объёмы отдали под пусковую установку. Кроме того, по бокам, под подъёмными крышками, расположили гидравлические домкраты для размещения на позиции и горизонтирования.
Пусковую установку комплекса выполнили в виде качающейся рамы с креплениями для транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Она помещалась вблизи одного из торцов контейнера и несла на себе секцию крыши. Рядом предусмотрели распашную дверь для выхода реактивных газов.
Ракетный комплекс CSDCS. Фото Vermilionchina.com
Новый комплекс мог использовать боеприпасы четырёх типов семейства «Вэйши» и выполнять разные боевые задачи. На универсальной установке предлагалось ставить ТПК под 122-мм неуправляемую ракету от РСЗО WS-15 с дальностью 40 км или под её корректируемую модификацию WS-22. Также можно было использовать 200-мм ракету WS-33 с дальностью 70 км. Любопытной новинкой был барражирующий боеприпас WS-43, способный улететь на 60 км.
Комплекс в контейнере предлагалось перевозить на подходящих многоосных автомобилях с манипулятором для выгрузки на позиции. Также не исключалось размещение на других платформах, включая надводные.
Береговая оборона
В конце 2021 г. в иностранных СМИ появилась информация о разработке в Китае нового контейнерного ракетного комплекса. Утверждалось, что это изделие вооружат противокорабельными ракетами тех или иных типов. Также высказывались опасения о возможности развёртывания таких комплексов на торговых судах для проведения скрытных атак.
Эта информация получила подтверждение осенью 2022 г. Тогда на выставке Airshow China представили новый контейнерный комплекс, разработанный корпорацией China Aerospace Science and Industrial Corporation (CASIC). На тот момент изделие называлось «контейнерной системой морской обороны» Containerized Sea Defense Combat System (CSDCS). В павильоне выставки показали полноразмерный макет комплекса либо его опытный образец.
Основная информация о проекте CSDCS. Фото Vermilionchina.com
Пусковую установку выполнили в размерах стандартного 40-футового контейнера. При этом сам контейнер подвергся значительной переработке: часть его корпуса отделили от остальных элементов и превратили в подвижную крышку пусковой установки.
Как и в предыдущем проекте, часть бывшего контейнера заняли кабина расчёта и приборный отсек. Доступ в них обеспечивался боковыми дверями, тогда как стандартная торцевая стала декоративной. Оставшийся объем контейнера отдали под поднимаемую пусковую установку. Демонстрировался вариант с четырьмя ТПК большого габарита. От внешних воздействий установка была прикрыта П-образным кожухом из элементов контейнера.
Комплекс CSDCS предназначался для использования противокорабельных ракет нескольких типов. Предлагались изделия семейства «Инцзи» разных модификаций в версиях для китайских вооружённых сил и для экспорта.
Для поражения надводных целей на дальностях не более 180 км предлагались дозвуковые ПКР типа JY-83 (C-802 для экспорта). На дальностях до 300 км должна применяться сверхзвуковая CM-103. Изделия YJ-62 (CM-602) позволяют атаковать цели с дистанции до 400 км. Сверхзвуковая YJ-12 позволила бы комплексу поражать корабли с 450-500 км. При этом дальность экспортного вооружения ограничивалась 280-300 км.
В дополнение к контейнерной пусковой установке разработали набор других средств комплекса. Для решения разных задач в ходе боевой работы предлагались радиолокатор, батарейный пункт управления, различные вспомогательные средства и т.д. Часть компонентов комплекса тоже выполнили в виде контейнеров.
Дозвуковые ПКР, совместимые с комплексом CSDCS. Фото Vermilionchina.com
Сообщалось, что комплекс CSDCS может использоваться с разным транспортом и платформами. Габариты и масса позволяли перевозить его на подходящих автомобилях и перебрасывать между позициями. Также упоминалась возможность развертывания на судах различных типов. При этом разработчики делали акцент на универсальности комплекса, а не на вопросах маскировки.
Интерес без перспектив
В 2016 г. ALIT и CASC представили свою контейнерную РСЗО на одной из китайских выставок. В 2022-м состоялась презентация проекта CSDCS от CASIC. Обе разработки китайской промышленности предсказуемо привлекли внимание специалистов и интересующейся общественности.
В профильных изданиях активно обсуждались потенциал и перспективы таких комплексов. Кроме того, в этом контексте вспоминали про российский проект «Клаб-К», который был представлен ранее и, вероятно, повлиял на китайские разработки. Специалисты отмечали характерные преимущества новых систем и высказывали понятные опасения.
Однако прогнозы не оправдались. Судя по всему, оба необычных комплекса не вышли из стадии демонстрации на выставках и поиска потенциальных заказчиков. НОАК или зарубежные армии не захотели закупать такую технику. В то же время, китайская промышленность с 2016 г. неоднократно получала заказы на ракетные комплексы традиционного облика.
Ракета YJ-62 / CM-602 на фоне самоходной пусковой установки. Фото Wikimedia Commons
В целом нетрудно понять, какие преимущества и недостатки имели две китайские разработки, и почему не имели успеха на рынке. Сильной стороной этих комплексов можно считать относительное удобство транспортировки, обусловленное корпусом стандартных размеров. Изделие можно перевозить автотранспортом, по железной дороге или по воде. При этом едва ли не в любой момент его можно перевести в боевое положение и осуществить пуски.
В этом контексте большое значение имеет маскировка. Контейнер с пусковой установкой трудно отличить от аналогичного изделия с иным грузом. В теории, это позволяет скрытно доставлять комплексы в нужный район и проводить неожиданные атаки.
Два проекта показывают, что контейнерная установка может нести ракеты самых разных типов. CASС и CASIC создали системы как под неуправляемые реактивные снаряды, так и под сверхзвуковые ПКР. Без значительной переработки, предложенные пусковые установки можно было бы адаптировать и под другие боеприпасы.
При всём этом, имелись и недостатки. Главный — отсутствие принципиальных преимуществ перед пусковыми установками традиционного облика. Контейнер с ракетами по своим функциям и задачам дублирует самоходные боевые машины или является аналогом комплексов на кораблях.
Пуск ракеты YJ-62 с серийной установки. Фото Wikimedia Commons
Возможность перевозки контейнера любым транспортом упрощает переброску на большие расстояния, но ограничивает тактическую мобильность. Развёртывание на позиции и уход с неё связаны с длительными погрузочными работами. В отличие от других РСЗО или БРК, контейнерная система не сможет быстро покинуть позицию.
Ещё во время премьеры проекта Club-K привлекла внимание идея размещения контейнера с ракетами на борту транспортного судна. Благодаря этому любой контейнеровоз мог стать «ракетным крейсером». Однако такой вариант развёртывания может быть сложным с точки зрения организации и реализации. При этом ракетный сухогруз имеет только одно преимущество перед боевым кораблём — возможность скрытной доставки ракет к рубежу пуска.
Разработки для выставки
За несколько лет китайская промышленность разработала и представила два ракетных комплекса разных классов, выполненные в форм-факторе стандартного контейнера. Они могли нести и применять ракеты разных классов, от неуправляемых снарядов до полноценных ПКР. Такие комплексы привлекли внимание, но не стали предметом заказов.
Как оказалось, интересная концепция с необычными возможностями и преимуществами не гарантирует коммерческий успех. Новые решения могут накладывать различные ограничения, которые отпугнут потенциального заказчика. Теперь можно предполагать, что после двух неудачных проектов Китай откажется от дальнейшего развития необычных идей.
Источник: topwar.ru